Как работать с моделью?

Очень часто начинающие фотографы, оставшись один на один с моделью, сталкиваются с трудностями, непониманием модели и вопросами:  "Как раскрепостить модель?", "Как управлять моделью?". Зачастую, из-за отсутствия контакта с моделью, незнания как его наладить, фотограф остается недоволен собой и результатами работы. Сегодня я решила рассказать о том, как работать с моделью и о способах раскрепощения модели. 

 

Сразу отмечу, что все, что я напишу, это- мой личный опыт, и он не является прямой рекомендацией делать именно так, возможно, вам что-то пригодится и будет полезным, а что-то и вовсе окажется неподходящим для вашего стиля съемки. Данные рекомендации уместны, когда цель съемки-  показать на снимках человека, модель, личность. Когда же целью съемки является показ одежды, обуви и т.д.(реклама, лукбуки), подобное управление моделью будет не совсем уместно.

Моделью в данной заметке я буду называть человека, как впервые пришедшего на съемку, так и профессиональную модель, вне зависимости от того, только начинает она свою карьеру или имеет большой опыт работы.

Итак, для начала необходимо пояснить, что модели бывают двух типов - активные и пассивные. Активная модель всегда готова двигаться, менять позы. Она всегда предлагает свои идеи, всегда в хорошем настроении и контакт с ней найти легко с первой минуты вашего знакомства. Пассивная модель, напротив, зажата, закрыта, малоподвижна и абсолютно растеряно чувствует себя при встрече с фотографом.

 

Казалось бы, нет ничего проще в работе с активной моделью, но она может вызвать не меньше вопросов и проблем, чем пассивная модель. Активные модели, зачастую, могут доминировать над фотографом во время работы. Подобное доминирование проявляется в навязывании своего видения, своих идей, смены планов. Это приводит к тому, что результат работы оказывается неожиданным, отличным от того, что фотограф планировал снять. Это не всегда плохо, но и не всегда хорошо. Особенно, если у вас в голове есть четкая идея съемки, обдуман ее характер и настроение (а в идеале у вас всегда должна быть обдумана каждая съемка).

 

Для того чтобы фотографу понять, как строить общение с моделью, он должен научиться выявлять тип модели. Когда тип модели определен, вы на полпути к слаженному сотрудничеству.

 

Для управления моделью активного типа необходимо придерживаться следующих правил:

- на съемке главный- фотограф. Вы должны помнить об этом и не позволять модели доминировать (разумеется, не следует кричать на модель: "Я тут главный!!!". Просто следите, чтобы модель позировала в рамках задуманного, и, если вы чувствуете, что модель "заносит не туда", остановите ее и мягко скажите: "Да, это хорошо, а давай попробуем вот так...").

- в течение всего процесса следите за результатом, принимайте решения модели крайне осмотрительно, чтобы не отойти от запланированного.

 

Обычно, снимая моделей активного типа, способных полностью самостоятельно жить в кадре, первую половину съемки я контролирую действия модели в рамках задуманного, чтобы у нас наверняка был нужный мне результат, а после позволяю ей позировать самой, остается только быть настороже и ловить шикарные кадры. Давая свободу такой модели, вы можете получить совершенно неожиданные, нестандартные, иногда даже не свойственные вам, но интересные снимки.

Несомненно, с активной моделью работать гораздо проще, чем с пассивной, поэтому далее в своей заметке я сделаю упор именно на пассивный тип, но все это можно применять и в работе с активными моделями.

Итак, при работе с пассивной моделью наша основная задача- это раскрыть, раскрепостить, и даже заставить модель подвигаться. Что для этого необходимо?

 

1. Музыка

 

В моем телефоне есть несколько плейлистов для съемок - один спокойный, расслабляющий, второй с ритмичной, зажигательной музыкой и третий смешанный. В зависимости от того, что мне необходимо от модели, я подбираю подходящую музыку. Она создает настроение. Я включаю музыку сразу же, как только модель заходит в студию. Вы должны знать по себе, как музыка способна задать или поддержать ваше настроение, поэтому я считаю музыку важным фактором в работе. То же самое касается тематических съемок, когда вам необходимо показать модель нежной или же наоборот агрессивной. Подберите соответствующую музыку и вам будет проще передать модели нужное настроение, а ей проще показать нужную вам эмоцию.

 

2.Создайте комфортные условия для модели, наладьте доверительные отношения. 

 

Модель приходит на съемку, которая, зачастую, для нее является стрессом, особенно, если это первые съемки, поэтому не прыгайте сразу с места в карьер, а выделите 15 минут на общение, спросите у модели об ее делах, самочувствии, предложите кофе. Посадите ее на стул и пока она будет пить кофе и рассказывать где она учится (или как поживает ее бабушка, как она добралась до студии и т.д. и т.п) у вас есть время на то, чтобы настроить свет, начать определять, к какому тип моделей она относится. Важно поддерживать эту беседу, это поможет модели расслабиться и создаст между вами доверительные отношения.  

 

3. Диалог с моделью.

 

Диалог с моделью должен поддерживаться на протяжении всего процесса, чтобы не потерять контакт, чтобы модель понимала, что ей делать, и что она делает все правильно. Как только диалог прекращается, модель начинает теряться и задумываться о том, что она неуклюже выглядит, поза некрасива, а фотограф, скорее всего, сам не понимает что делает.

К слову сказать, вы должны всегда выглядеть уверенно, даже если чувствуете, что что-то идет не так. Поэтому, чтобы у модели не было сомнений, необходимо поддерживать беседу. И если в процессе что-то реально пошло не так, не паникуйте, а уверенно скажите :" Давай сделаем пятиминутный перерыв на кофе, я хочу немного изменить свет, чтобы разнообразить снимки",- а после у вас есть немного времени, чтоб понять, что не так, и быстро это изменить. Главное, с уверенностью и без паники. 

 

4. Moodboard, настроение съемки. 

 

Moodboard в переводе - доска настроения, это отличный способ выразить идею без лишних слов, просто соберите все снимки в которых вам нравится цвет, позы моделей, эмоции, а если вы работаете в команде с визажистом, еще и снимки с нравящимся макияжем и прическами. Это очень поможет вашей команде и модели в понимании того, каким должен быть результат съемки. 

Также moodboard поможет вам оставаться уверенным в себе и своей работе на протяжении всего съемочного процесса, и у модели не возникнет вопроса:" Что я тут делаю и что мне делать?". Подобные вопросы возникают у моделей когда они не чувствуют уверенности в действиях фотографа, а результатом возникновения таких вопросов будут снимки с потерянным взглядом. Поэтому я рекомендую ответственно и творчески подходить к этапу планирования съемки.

 

5. Зарядка и дыхание

 

Я очень люблю естественные кадры, естественные позы и движения на снимках, и считаю, что такую естественность можно получить только тогда, когда модель будет сама двигаться, двигаться естественно и плавно, как в жизни, поэтому я очень редко ставлю модель в какую-либо позу (ногу сюда, руку туда) сама. Только в самых сложных случаях! Обычно модели на моих съемках двигаются самостоятельно, я лишь  задаю вектор, направляю и поправляю. Как я этого добиваюсь?

 

Итак, мы готовы снимать, модель на фоне, свет на модель, я напротив с камерой, и мы делаем ... небольшую зарядку,  да да! Самое важное, это сделать круговые движения плечами (вспоминаем физкультуру), а также размять кисти рук. Делаем мы это для того, чтобы расслабить модель в области плеч, ключиц и рук. Когда плечи расслаблены, человек становится более естественным, что нам на руку, потому что расслабленный человек всегда лучше выглядит на фото. По моему опыту, если не размять плечи, то понадобится дополнительно 20 минут, чтобы человек расслаблялся в кадре. Такое простое двухминутное упражнение сэкономит вам время и уберет зажимы у модели в плечах и шее. Также в процессе съемки периодически я прошу модель снова размять плечи, как только вижу, что она снова зажимает плечи или шею.

Размялись и начинаем снимать, я прошу модель слегка двигаться без резких движений, так как в жизни или так словно мы записываем видео, конечно, это получается не сразу, но обычно на это уходит около 10 минут. 

Обратите внимание на дыхание модели, очень часто те, кто снимаются впервые, замирают в момент, когда вы делаете кадр и останавливают дыхание, попросите модель дышать как в жизни, пусть немного поконтролирует свое дыхание, и вы тоже следите, чтобы ее дыхание не замирало, и напоминайте об этом. Спокойное дыхание также расслабляет, и модель выглядит более естественно. 

 

Теперь модель двигается, дышит, а ваша задача направлять ее подобными фразами :"повернись ко мне левым плечом, посмотри в объектив, посмотри прямо перед собой, подбородок чуть выше" и т.п. Так вы сможете добиться той позы, что вам нужна, но модель примет ее естественно и натурально. 

 

6. Хвалите модель, не забывайте про отдых

 

Очень важно, чтобы модель хорошо чувствовала себя с вами, чтобы она понимала, что правильно работает и что результат работы будет отличным, поэтому не забывайте ее хвалить. Это будет стимулировать, поднимать настроение модели, также поддерживать контакт между вами и, конечно, отразится на снимках. 

 

И запомните, никогда не критикуйте модель, ее внешность и действия, иначе контакт между вами будет потерян, как и результат вашей работы. Если вы видите, что что-то идет не так, модель делает не то что вам нужно или принимает странные позы, остановите и направьте модель в нужное вам русло, найдите слова, которые не заденут ее. 

Я в таких ситуациях говорю:" О, это хорошо, подожди, а у меня есть идея, попробуй сделать вот так..." - и направляю модель в нужное мне русло. Никогда в подобных ситуациях не говорите :"Это не красиво", "Поменяй позу", "Нога кривая" и т.п.. Исключите из своей речи все повелительные фразы и приказной тон, это очень важно. 

 

В творческом порыве вы можете забыть, что модель тоже человек, и ей нужен отдых. Даже в самых коротеньких съемках, в середине, я делаю перерыв на несколько минут на чай или кофе, это отличная возможность для вас и модели встряхнуться, и с новыми силами продолжить работу. Также в это время можно посмотреть на уже снятые фото и изменить что-то в работе, будь-то расстановка света или какие-то мелочи в одежде модели. Вы сможете посмотреть на весь процесс свежим взглядом.

 

7. Окончание работы

 

Работа завершена, вы получили шикарные кадры. Пришло время прощаться с моделью. Это важный этап, который повлияет на сложившееся впечатление о вас у модели, поэтому не убегайте сразу домой обрабатывать фотографии. Уделите модели еще 5 минут, поговорите с ней, похвалите еще раз, четко обозначьте сроки готовности снимков (если не сделали это ранее), а после, с улыбкой, попрощайтесь.

 

Напоследок, отмечу, что работа модели тоже труд (вне зависимости от того коммерческая/некоммерческая съемка), уважайте его, как и труд всей вашей команды. 

Существуют и более конкретные способы добиться от модели нужного взгляда, эмоций, действий. О них я рассказываю в своей следующей заметке.

 

Автор: Эбингер Екатерина

Фотографии использованные в заметке не принадлежат автору, и взяты с сайта pinterest.com