Все мы - фотографы знаем, как порой нелегко сработаться с моделью, как сложно управлять ею, и получить желаемый результат. В продолжение своей предыдущей заметки я решила рассказать, какие хитрости и приемы я использую в процессе съемки, облегчающие управление моделью и раскрепощающие ее.
Дыхательные техники
О дыхании я писала в предыдущей заметке, но не будет лишним напомнить, что важно, чтоб модель на съемке дышала как в жизни. Дыхание не должно замирать или прерываться (что часто случается от волнения). Ваша задача проследить за этим, так как это один из самых важных факторов в получении хороших снимков.
Также с помощью управления дыханием можно добиться разного эффекта, разных эмоций, отражающихся на снимке.
Попросите вашу модель сделать глубокий вдох и плавный выдох через рот, сделайте кадр во время выдоха. Вероятнее всего, вы успеете запечатлеть расслабленный, несколько томный взгляд. Если выдох будет резким, то взгляд и эмоция будет несколько жестче. Также если снимать в момент плавного или резкого вдоха, можно получить совершенно разные микровыражения на лице. Попробуйте потренироваться на снимках ниже. Проанализируйте дыхание модели в момент съемки кадра. Обратите внимание, насколько разные выражения лиц можно получить с помощью этой техники.
Упражнения на расслабление
В начале съемки или уже в процессе у любой модели случаются моменты зажимов. Под зажимом я понимаю внутреннее и внешнее напряжение, которое фотограф может увидеть как напряжение в плечах модели, в шее, руках. Естественно, когда наступает подобный момент, если вы не прервете съемку, то следующие кадры будут сняты в пустую, потому что каждая поза будет неестественна, выражение лица будет отражать странные эмоции, вызываемые у зрителя, как минимум, вопрос. Поэтому в моменты зажима необходимо приостановить процесс съемки и сделать упражнения на расслабление. Частично о них также было сказано в предыдущей заметке. Просим модель сделать следующее: потянуться вверх всем телом и ручками, а потом расслабиться и наклониться вниз. Поднимаемся и делаем несколько круговых упражнений плечами, и переходим к кистям рук, ими также крутим и разрабатываем.
Очень часто на моих съемках после этого упражнения, модели сами хотят поболтать еще и ногами, и еще чем-нибудь - появляется новая энергия. Данное упражнение советую делать фотографу вместе с моделью. Почему? Потому что, во-первых, размяться и вам полезно, во-вторых, если у вас на съемке очень зажатая и стесняющаяся модель, делая упражнение вместе, она не будет чувствовать себя "не в своей тарелке", а в- третьих, обычно, после этого упражнения все смеются и радуются, как дети, что позволит вам сделать пару веселых, эмоциональных кадров и поддерживать доверительные отношения с моделью.
Тактильный контакт
Продолжайте экспериментировать с моделью, добиваясь различных эмоций, выражений и поз. Одним из способов управления моделью и ее позой, является тактильный контакт или по-простому, прикосновение. Различные виды прикосновений помогут вашей модели двигаться и менять позы. Просто попросите ее коснуться правой рукой левого локтя, коснуться лица или волос, какой-либо детали одежды, стула, на котором она сидит или же стены, на которую опирается. И вот модель уже двигается.
А теперь попросите ее не просто касаться чего-либо, а попробовать прочувствовать ладонью текстуру предмета, который она трогает. Попробуйте и вы сами сначала просто потрогать какой-нибудь предмет, а потом также прикасаясь, прочувствуйте текстуру этого предмета, и вы обратите внимание как ваша рука стала двигаться плавно. Глядя на модель в подобной ситуации, вы можете заметить, что поменялся и ее взгляд. Это происходит, потому что вы задействовали осязание модели, и если она сосредоточена на данном тактильном контакте, все другие ее органы чувств отошли на второй план, и в данные секунды она совсем не переживает о своем внешнем виде или о чем-либо еще, работает только осязание.
Позирование
Я уже рассказывала о том, что я редко ставлю модель в какую-то конкретную позу. Связанно это с тем, что человек, которому говорят держать конкретную позу, напрягает все мышцы тела и выглядит зажато. Для того чтобы добиться от модели нужной позы, но при этом расслабленной и естественной, я действую по следующему алгоритму:
1 шаг - "Базовая поза"
Попросите модель принять позу которая ей удобна, не важно, насколько эта поза будет эстетичной, она должна быть просто комфортна вашей модели. Например: "Сядь, пожалуйста, на стул, расслабленно и так как тебе удобно, но лицом к окну". Важно не забывать про свет, поэтому сразу делайте поправку на его источник.
Отступление. Если вы совсем начинающий фотограф, то советую вам подготовить для себя "набор базовых поз", например, в картинках, фотографиях, и держать его при себе на съемках, не важно в отдельной папке телефона или распечатанные на бумаге, но пусть они всегда будут перед глазами. Базовые позы - это самые простые позы, служащие отправной точкой в принятии более сложной позы. Базовую позу можно легко переделать в какую-либо интересную позу, путем изменения положения рук, ног, головы и т.п. В качестве примера базовых поз снимки ниже:
Данные позы очень простые и любую из них легко скорректировать в совсем другую позу изменением положения даже одной части тела. Для наглядности рассмотрим вариации поз на примере третьей фотографии:
Внимательно рассмотрите все вариации данной позы. По своей сути, используя одну базовую позу, и путем управления ногами модели и разворотом корпуса тела, мы можем получить еще 4 совершенно разные позы. Следует отметить, что и промежуточные позы могут оказаться очень интересными.
Итак, если вы начинающий фотограф, соберите для себя 10 базовых поз, и они обязательно помогут вам в следующей съемке.
Возвращаемся к нашему алгоритму управления позами. В первом шаге мы попросили модель принять удобную ей позу вне зависимости от ее эстетичности.
2 шаг- "Коррекция позы"
Не всегда поза удобная модели будет выглядеть красиво, поэтому ваша задача скорректировать эту позу. Оцениваем позу и вносим изменения нужные вам. Например: "расслабь плечи, чуть выше подбородок, разверни корпус тела чуть левее, правую ногу отставь немного вперед". Все ваши указания должны быть четкими, чтобы модель понимала вас и не теряла с вами контакт. Если ваши указания по коррекции позы нечеткие, модель может подумать что вы сами не знаете что делать, и потеряет к вам доверие. В процессе коррекции позы уже следует начать делать пробные кадры и одновременно достигать нужной позы. Вы обязательно заметите, что с каждой вашей корректировкой модель все больше напрягает мышцы, зажимается. Не следует этого пугаться, это исправляется следующим шагом.
3 шаг- "Движение"
Итак, модель в нужной позе, но зажимы все равно остаются, так как она пытается поддерживать позу статичной. Думаю, вы замечали, что в движении люди выглядят более естественными, вот и ваша задача придумать небольшое движение в рамках принятой позы. Например, ваша модель сидит на стуле, попросите ее немного пораскачиваться корпусом тела из стороны в сторону. В движении будут работать только те мышцы, которые необходимы для осуществления этого движения, остальные же мышцы расслабятся, и вы получите естественную модель.
Осуществление этого алгоритма у меня происходит очень быстро, уже автоматически, и занимает около 20- 30 секунд, в течении которых, модель четко понимает что я хочу от нее, и выполняет все рекомендации так, как нужно мне, а значит, я получаю именно тот результат, который я хочу. Так я могу получить любую позу которая мне нужна. А совмещая это с дыхательными техниками, упражнениями на расслабление и такими хитрыми штучками, как тактильный контакт, можно получить совершенно невообразимые эмоциональные кадры даже с очень закрепощенными моделями.
Автор: Эбингер Екатерина
Фотографии использованные в заметке не принадлежат автору, и взяты с сайта pinterest.com